Интеллектуальная собственность: что такое товарный знак?

20.03.2021

Адвокатская фирма «ESTE» запускает рубрику «Фирменный стиль». В ней наш специалист по интеллектуальному праву Мария Бассина будет регулярно освещать актуальные вопросы правового обеспечения объектов интеллектуальной собственности, обсуждать с читателями проблемные моменты и отвечать на интересующие их вопросы в этой сложной и захватывающей сфере. Начинаем рубрику с обзора, посвященного такому интересному объекту промышленной собственности, как товарные знаки.

Что же такое товарный знак?

Ни для кого не секрет, что успешный бренд имеет огромное значение в бизнесе. Знаменитое «имя» обеспечивает узнаваемость реализуемых товаров или услуг среди прочих на рынке и побуждает потребителя осуществить выбор в их пользу. Яркий и оригинальный бренд почти всегда является результатом тщательной и трудоемкой работы, в процесс создания и продвижения которого инвестируются крупные суммы. Ключевой составляющей бренда является средство индивидуализации – товарный знак. Вот почему так важно защитить свои нематериальные активы в правовом плане.

Мы ясно понимаем, что «идентифицирующий» тот или иной товар/услугу товарный знак, как например, известное всем надкусанное яблоко – это визитная карточка продукции компании. Несмотря на это многие путаются в терминах и определениях, относящихся к правовому обеспечению такого объекта интеллектуальных прав как товарные знаки.

Как правило, желая выпускать продукцию под узнаваемой маркировкой, люди дают запросы: «хочу зарегистрировать бренд», «хочу получить патент на товарный знак» или «зарегистрируйте логотип». С правовой точки зрения подобные запросы некорректны. Давайте разбираться.

Под товарным знаком в соответствии с законодательством понимается зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Товарные знаки могут быть изобразительные, словесные, объемные (всем известный леденец «чупа-чупс»), вкусовые, позиционные, световые, цветовые и даже обонятельные. Например, обонятельные товарные знаки представляет собой зарегистрированную химическую формулу запаха и часто используются парфюмерными или автомобильными компаниями (аромат покрышек, аромат в салоне). А ставшее нарицательным название «памперс» – это не обобщающее понятие для подгузников, а товарный знак, который стал ассоциироваться как детские впитывающие трусики. В целом законодатель не ограничивает в выборе способов выражения товарных знаков.

Товарный знак – это средство индивидуализации товара или услуги. Это не объект авторского права, которым является, например, чья-то картина. Это также не объект патентного права, объектами которого являются изобретение или полезная модель, и права на которые подтверждаются патентом. Товарный знак является зарегистрированным обозначением, призванным обособлять одни товары или услуги от других.

Логотип, бренд и товарный знак – тождественные понятия?

Часто люди используют слово «логотип», когда говорят о своем желании зарегистрировать товарный знак. Логотипом действительно можно назвать обозначение, знак, эмблему, символ, который компания может избрать в качестве самопрезентации или презентации продукции или услуг. Тем не менее, этот термин не является юридическим и в законодательстве такого объекта интеллектуальной собственности как логотип не предусмотрено. Все логотипы выполняют функцию индивидуализации, самопрезентации, однако не все логотипы могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Иногда клиенты обращаются с просьбой зарегистрировать бренд, при этом имея в виду товарный знак. Такой запрос, как и в ситуации с логотипом, является некорректным с юридической точки зрения. Бренд – не синоним товарного знака. Под брендом понимается не только совокупность выраженных в объективной форме (визуально, аудиально и т.д.) обозначений. В широком понимании это совокупность психологических факторов: представлений, мнений, ассоциаций в связи с восприятием потребителем товарных знаков, а также представлений о ценностях и характеристиках товаров и услуг, которые транслируются с помощью инструментов рекламы и других приемов и действий по повышению узнаваемости и репутации товара или услуги. Бренд формируется благодаря различным мероприятиям, которые включают в себя не только и не столько регистрацию товарного знака.

Мнения и ассоциации и уж тем более образы в восприятии потребителей невозможно зарегистрировать, поскольку они абстрактны и у каждого – свои. Поэтому определившись с желанием индивидуализировать свой товар или услугу с помощью картинки или словосочетания, вы подаете заявку на регистрацию товарного знака, а не бренда.

А как же патент на товарный знак?

Теперь перейдем к одному из самых распространенных заблуждений о том, что на товарный знак можно получить патент. Как отмечено выше, товарный знак относится к средствам индивидуализации товаров и услуг и не представляет собой результат интеллектуальной деятельности автора.

Если подходить юридически, то патент – это документ, подтверждающий наличие интеллектуальных прав на объекты промышленной собственности или результаты интеллектуального труда автора в научно-технической сфере (изобретения, полезные модели, промышленные образцы). Права на эти объекты возникают с момента регистрации прав и выдачи уполномоченным органом патента. Однако к товарным знакам эти объекты не имеют никакого отношения.

После регистрации товарного знака уполномоченный орган выдает свидетельство, которое подтверждает возникновение исключительных (имущественных) прав на товарный знак. Поэтому правильно будет говорить не о патенте на товарный знак, а о свидетельстве о государственной регистрации товарного знака.

Очень часто, придумав оригинальное обозначение, клиент задается вопросом как защитить авторские права на товарный знак.

Ответ один – никак. По той простой причине, что товарный знак не относится к объектам авторского права. Некоторым это может показаться странным, ведь над товарным знаком кто-то разработал: рисовал, писал мелодию, придумал фантазийное слово. Как же авторам защитить этот труд? В данном случае стоит различать товарный знак и объект авторского права – например, картину или музыкальную композицию. На картину и музыкальное произведение могут возникнуть авторские права, а на товарный знак – имущественные права, позволяющие использовать обозначение для индивидуализации товаров или услуг.

Теперь мы можем подытожить:

А. Регистрировать товарный знак вправе юридические лица и физические лица, занимающиеся или планирующие заняться предпринимательской деятельностью.

Б. В законодательстве Узбекистана отсутствуют понятия «логотип» или «бренд», а существует термин «товарный знак», который регулируется специальным законом.

В. На товарный знак невозможно получить патент, поскольку патент является правоустанавливающим документом для других объектов промышленной собственности. При регистрации товарного знака выдается свидетельство о регистрации.

Г. На товарный знак невозможно зарегистрировать авторские права, потому что товарные знаки не являются объектами охраны авторских прав.

Таким образом, товарный знак необходим для индивидуализации своего товара и привлечения внимания потребителей, а также избежания недобросовестной конкуренции и соблюдения прав законных владельцев других знаков.

Бассина Мария Александровна,
специалист по интеллектуальному праву,
адвокатская фирма «ESTE»

← Обратно к перечню публикаций